Профессиональный путь хирурга: советы, наставники и возможности
Каниетов Айбек Кубанычбекович, общий хирург многопрофильной клиники Веданта Международной Высшей Школы Медицины
Опытный хирург рассказывает о тонкостях профессии , своей самой длительной операции и о соотечественнике, профессионале общей хирургии мирового уровня.
Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.
Здравствуйте! Меня зовут Айбек Каниетов Кубанычбекович, я общий хирург.
Где мы находимся?
Мы находимся в клинике Vedanta, это университетская клиника Высшей Школы Медицины, в хирургическом отделении.
О профессиональном пути
Я получил медицинское образование в нашей медицинской академии: с 2001 по 2007 год был студентом медицинской академии, и с 2007 года по 2008 проходил интернатуру на базе Городской Клинической Больницы №1 на кафедре факультетской хирургии. С 2008 по 2009 года работал врачом-реаниматологом в Городской Клинической Больнице №1, потом меня взяли хирургом и в течение 12 лет работал хирургом в отделении экстренной хирургии ГКБ №1. В течение года являюсь заведующим отделения хирургии клиники Vedanta, на данный момент работаю здесь.
О решении стать хирургом
На втором курсе, будучи студентом, мы пошли дежурить в Национальный Центр Хирургии и, когда я увидел первую операцию в своей жизни, вживую - как двое хирургов проводят аппендэктомию, в тот день я решил, что стану хирургом. Мне очень понравилось, как они оперировали, как работали их руки, именно в тот день я четко решил, что стану хирургом.
Кто Ваш пациент?
Наши пациенты - это пациенты с острой хирургической патологией органов брюшной полости, а также пациенты с различными гнойными заболеваниями. В двух словах, мы боремся с сепсисом и с опухолями органов брюшной полости.
Что Вам нравится в Вашей профессии?
В моей профессии нравится то, что мы кому-то нужны, то есть я получаю чувство, что я кому-то нужен, что меня кто-то ждет каждый день утром - это мои пациенты, и что я полезен кому-то, полезен обществу и людям. Вот это самое главное, почему я пришел в медицину.
Что самое сложное в Вашей работе?
Самое сложное в хирургии - это ночные дежурства, я честно скажу. Когда мы 24 часа не спим, дежурим до утра, под утро в 4-5 часов мы сильно устаём, в это время нам тяжело. Самое сложное - это усталость и невозможность выспаться во время дежурства.
Что в работе Вы считаете своим успехом?
Я считаю, основной мой успех - это то, что я научился оперировать самостоятельно, могу лечить людей, закончить начатую операцию самостоятельно. На данный момент, я думаю, это основной успех в моей профессии.
Вы помните свою первую операцию?
Я помню свою первую операцию. Все хирурги помнят свою первую операцию. У общего хирурга, как правило, это аппендоэктомия, удаление червообразного отростка. Как правило, все делают эту операцию или в конце ординатуры, или в начале. Я провел первую операцию через месяц после того, как начал ординатуру.
Самый запоминающийся случай
Я тогда работал в районной больнице хирургом. В районной больнице имеется один хирург, больше нет таких узких специалистов, как травматолог, онколог, уролог. Вообще хирург является всем. Как-то ночью во время дежурства в 4 часа ночи после лобового столкновения двух автомобилей в отделение разом привезли 10 пациентов. Все они получили тяжелые травмы, поскольку привозили обычные граждане, они всех привезли и в коридоре так рзложили. А мне надо было одновременно помочь десятерым пациентам. Я не забуду этот день никогда, как на войне и мне пришлось сортировать пациентов, а рядом со мной были только санитарки и медсестры. Вот этот случай самый запоминающийся в моей практике.
Какие инновационные методики Вы применяете?
В клинике Vedanta мы ввели новый безболевой метод лечения геморроя, мы применяем лазерные технологии; второе - проводим лапароскопические операции при гинекологических патологиях, при общих хирургических патологиях. Также нед авно мы начали бариатрическую хирургию - это хирургия ожирения, когда мы проводим желудок уменьшающие операции при морбидном ожирении или патологическом ожирении, когда пациент сам уже не справляется с лишним весом и имеются сопутствующие патологии, связаные с ожирением. Также в нашей больнице мы проводим обширные резекции печени благодаря оборудованию, операционным инструментам. У нас проводятся такие операции, которые не во всех клиниках проводятся.
О самых трудных операциях
Самые трудные операции - это когда удаляешь несколько органов брюшной полости и создаешь новую анатомию. Самое сложное, чего я боюсь, это несостоятельность анастомозов, когда мы пришиваем трубчатые органы друг к другу после того, как мы удаляем патологически измененную часть этих трубчатых органов.
О самых частых операциях
Чаще всего в этой больнице мы проводим лапароскопическое удаление желчного пузыря, червообразного отростка, грыжи живота, эхинококкоза и альвеококкоза печени, делаем резекции печени, очень часто лечим пациентов с геморроем, поскольку мы практикуем безболевой метод, миниинвазивный. А также все пациенты, которые обращаются с неотложной хирургией, то есть с перитонитом, с разрывами, с травмами органов брюшной полости.
Куда наложить жгут, если кровь идёт из головы?
Если профузное кровотечение в области шеи, то надо наложить жгут на сонную артерию, при этом приподнимая руку в таком положении.
Какие вопросы Вам чаще всего задают пациенты?
Самые частые вопросы: будет ли больно, выживу ли я после операции?
Об усталости во время операции
Как только операция начинается, я не чувствую усталость. Я чувствую усталость после того, как закончу операцию, наложу последний кожный шов, снимаю перчатки, в это время я начинаю чувствовать усталость. А во время операции всё внимание полностью уходит туда и мы не чувствуем усталость.
О самой долгой операции из практики
Самая длительная операция была 28 часов, это была операция по трансплантации печени, когда я стажировался в институте трансплантации печени в Турции. У реципиента был сложный, очень тяжелый и спаечный процесс в брюшной полости. В течение только шести часов мы боролись с разъединением спаек. После того, как имплантировали орган донора, повторно и повторно происходил тромбоз артерий, поэтому мы каждый раз накладывали анастомоз на артерию. Таким образом, операция продлилась больше суток. В самом конце профессорам, которые проводили эту операцию, пришлось наложить анастамоз напрямую с аорты к донорскому органу, то есть к печени. Таким образом они вышли из этой ситуации, но операция длилась 28 часов.
Какими качествами и навыками должен обладать хирург?
Основное качество хирурга - это выносливость и трудолюбие. Чтобы стать хорошим хирургом, надо очень много работать. Это бесконечные, бессонные ночи. Даже после того, как отдежурил 24 часа, иногда приходится оставаться на вторые сутки, потому что тяжело больного нельзя бросать. Это касается молодых хирургов, потому что все наши учителя, взрослые хирурги, уходят домой и бывало, что из клиники не могли уходить даже в течение трех-четырех суток. Очень устаешь, многие начинающие хирургии не выдерживают эту тяжесть и бросают хирургию. Самое главное качество - это выносливость и трудолюбие.
Почему в общей хирургии мало женщин?
Очень просто - потому что женщины начинают работать, оперировать, потом они выходят замуж, у них появляются дети, надо смотреть за детьми, дети болеют, пока дети вырастут, пройдет 2-3 года. А потом уже человек отвыкает от этого темпа, они уходят в другие специальности, более узкие. Поэтому в общей хирургии мало женщин.
Совет молодым хирургам
Мой совет начинающим хирургам - это найти хорошего учителя, прицепиться к не му, прилепиться к нему, как клещ, и терпеть 5-10 лет, учиться у него и много работать.
О ресурсах клиники Vedanta
Я здесь, потому что в этой клинике мы можем оперировать и выполнять сложные операции благодаря имеющемуся оборудованию, лаборатории, операционным, диагностическим методам отделения, то есть тут все условия есть для удовлетворительного выполнения нашей работы, идей и возможностей.
Об изменениях в хирургии за 10 лет
Как раз 10 лет назад я был только начинающим хирургом. За эти десять лет много чего изменилось, действительно наука не стоит на месте. Например, 10 лет назад показания на лапароскопию были ограничены. На данный момент мы проводим довольно большие операции лапароскопом. Я помню как 10 лет назад при резекции печени, удалении части печени операция обязательно заканчивалась кровопотерей в объеме два-три литра. А в данный момент из-за наличия нового оборудования и инструментов, шовных материалов эти операции иногда мы проводим без трансфузий крови, то есть кровопотери сейчас составляют минимально 50 миллилитров. Вы представляете 50 миллилитров и 3 литра кровопотери? А так стандартно сейчас такие операции заканчиваем с кровопотерей в 500 миллилитров. К этому мы пришли благодаря появлению нового оборудования, новых инструментов и новых шовных материалов.
Об обмене опытом с другими коллегами
Я постоянно работаю над собой, например, хожу в наши местные клиники, чтобы перенять опыт у других специалистов. С зарубежными коллегами мы постоянно работаем, потому что я обучался в Турции в разных городах, также проходил стажировку в Южной Корее, Казахстане и в Российских городах. Мы постоянно переписываемся с ними, иногда они приезжают к нам оперировать. Также у меня есть друзья с Кувейта, которые каждый год приезжали и оперировали на базе Городской Клинической Больницы №1. Основное наше достижение - это в конце каждого месяца к нам приезжает оперировать наш соотечественник Эркин Орозакунов с Анкары. Каждый его приезд для нас, для моих коллег - это большой мастер класс. Он - эксперт, действительно владеет всеми видами операций, которые вообще существуют в общей хирургии, включая онкологию, недоброкачественные опухоли и гнойно-воспалительные заболевания, грыжи живота. Каждый его приезд для нас большой праздник, потому что каждый раз мы учимся чему-то новому. Это основной наш зарубежный учитель.
У Вас есть свои приметы и ритуалы?
Да, я думаю у каждого хирурга есть. И у меня тоже есть, их много, но самые простые: у меня есть любимый чепчик, в котором я постоянно захожу на операцию. Если я забываю, например, и захожу на легкие операции, то могу не возвращаться за этим чепчиком. Но когда на тяжелые, рискованные операции захожу, я обязательно возвращаюсь назад из операционной в ординаторскую, надеваю этот чепчик и захожу на такие операции.